-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Catty_Boss

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9214


 аков должен быть учитель?

„етверг, 04 —ент€бр€ 2008 г. 10:03 + в цитатник
¬ колонках играет - Chakras Flow
Ќастроение сейчас - Ѕќƒ–ќ≈!!!

»нтересный материл о подготовке учител€ по методу ћонтессори....

31 августа день рождени€

ћарии ћонтессори

 

≈сть нечто особенное в том, что именно 31 августа родилась ћари€ ћонтессори,

ведь 1 сент€бр€ - начало учебного года.

ѕодготовка ”чител€

 

ѕервый шаг, который должен сделать ћонтессори-учитель, - это подготовить себ€. ” него должно быть воображение, в то врем€ как учител€ в обычных школах  наблюдают за реальным поведением учеников, зна€ то, что они должны следить за ними, и то, чему они должны их учить, а ћонтессори-учитель посто€нно ищет отсутствующего ребенка. ¬ этом основное отличие. ”читель, начинающий работать в школе ћонтессори, должен верить, что ребенок откроет себ€ в работе. ќн должен освободить себ€ от всех предвз€тостей относительно «уровней» и «типов», на которые распредел€ют детей. ¬ своем воображении учитель видит единственный нормальный тип, живущий в духовном мире. ”читель должен верить, что ребенок про€вит свою насто€щую сущность, когда найдет интересующую его работу. «а чем же он наблюдает?  огда тот или иной ребенок начнет сосредоточиватьс€. ƒл€ этого учитель должен приложить все свои усили€, и его де€тельность будет познавательной и поэтапной, как это и бывает в собственно духовном восхождении. “о, что делает учитель, обычно имеет три этапа.

1 Ё“јѕ.   ”читель становитс€ опекуном и хранителем окружающей среды. ќн занимаетс€ этим вместо того, чтобы страдать из-за неуважени€ детей. “огда придут исцеление и прит€жение, которые привлекут и пол€ризуют волю ребенка.

 ажда€ хоз€йка делает свой дом как можно более привлекательным дл€ себ€ и дл€ мужа. ќна удел€ет много внимани€, создава€ среду, в которой может расцвести нормальна€ и творческа€ жизнь. ќна пытаетс€ превратить свой дом в комфортное и уютное место, полное разнообразных интересов. √лавное очарование дома состоит в его чистоте и пор€дке, все вещи наход€тс€ на своих местах.

”читель в школе ћонтессори делает то же самое. ¬се предметы должны быть в хорошем состо€нии и находитьс€ в пор€дке. ¬се должно быть продумано, тогда и ребенку эти материалы всегда будут казатьс€ новыми и готовыми дл€ использовани€.  роме того, учитель тоже должен быть привлекательным, с при€тной внешностью, опр€тным, чистым и полным достоинства. Ёто идеал, к которому каждый должен стремитьс€. Ќаход€сь в обществе детей, необходимо всегда помнить, что дети – это «избиратели». ¬нешность учител€ – первый шаг к завоеванию их довери€ и уважени€. ”читель должен изучать свои движени€ и делать их как можно более м€гкими и грациозными. ¬ этом возрасте ребенок идеализирует свою мать. ћы можем не знать ее, но слышать от ребенка, который видит симпатичную женщину: « ака€ она красива€ – точно как мо€ мама!» ¬полне возможно, что его мать вовсе не красива, но она кажетс€ ребенку именно такой. » все, кем он восхищаетс€, так же прекрасны, как его мать. “аким образом, забота о собственной личности учител€ должна составл€ть неотъемлемую часть окружающей среды, в которой живет ребенок; сам учитель – насущна€ часть его мира. »так, первый долг учител€ – наблюдение за окружающей средой. ¬ли€ние окружающей среды косвенно, но, если его не будет, не будет и эффективных посто€нных улучшений: физических, интеллектуальных, духовных.

2 Ё“јѕ.  Ѕлагоустроив окружающую среду, необходимо проанализировать, как должен вести себ€ учитель по отношению к дет€м. „то может сделать учитель с этими неорганизованными малышами, с этими беспор€дочными и неопределенными маленькими умами, которые он надеетс€ увлечь какой-то работой? ћари€ ћонтессори употребл€ет слово, которое легко неправильно истолковать: учитель должен быть соблазнительным, он должен увлечь детей. ≈сли пренебрегать окружающей средой, если мебель будет пыльной, а материал – сломанным и наход€щемс€ не на своих местах и, кроме того, если учитель сам нер€шлив, невоспитан и груб с детьми, тогда нет и главных средств достижени€ цели. ¬ начальный период, перед концентрацией детей, учитель должен про€вить себ€, он должен быть подобен пламени, согревающему все своим теплом, ман€щим к себе и вливающим новые силы. ”читель не должен бо€тьс€, что он прервет какой-то важный физический процесс, который еще не успел про€витьс€. ѕеред концентрацией руководитель может делать в большей или меньшей степени то, что считает нужным; он может вмешиватьс€ в де€тельность детей настолько, насколько считает необходимым. ќн может рассказать историю, спеть песню, предложить игры… ”читель, имеющий дар очаровывать детей, может предложить им выполнить различные упражнени€, даже те, которые не имеют познавательной ценности, но которые могут успокоить детей. ¬се знают, что веселый учитель имеет больше шансов увлечь детей, чем скучный, и мы все можем быть веселыми, если попытаемс€. Ќапример, кто-то может весело воскликнуть: «ƒавайте передвинем всю мебель сегодн€!» - » будет работать вместе с ними, подбадрива€ и хвал€ их. »ли он может сказать: «ј как насчет этого медного кувшина? ≈го надо почистить». »ли: «ѕойдемте в сад, сорвем цветы».  аждое действие учител€ может стать призывом или приглашением дл€ детей.

Ёто втора€ фаза работы учител€. ≈сли на этом этапе еще есть ребенок, настойчиво досаждающий другим, самое правильное остановить его.  огда ребенок поглощен работой, учитель не должен вмешиватьс€ в его де€тельность, чтобы не прервать ее цикл или не помешать ее свободному развитию, но в этом случае правильный методический прием совсем обратный: нужно нарушить течение разрушающей де€тельности. Ёто может произойти в форме восклицани€, в про€влении особого интереса к беспокойному ребенку. ќтвлекающа€ демонстраци€ любви, возрастающа€ пр€мо пропорционально беспоко€щей де€тельности ребенка, подействует на него подобно серии электрических разр€дов и воврем€ даст результат. „асто можно использовать вопрос: « ак поживаешь,  ол€? ѕойдем со мной, у мен€ есть кое-что дл€ теб€». ¬озможно, он откажетс€, и учитель может сказать: «’орошо, это не имеет значени€, пойдем в сад», - и он пойдет с учителем или помощником. ¬ этом случае ребенок и его капризность окажутс€ во власти взрослого, и он не будет досаждать другим дет€м.

3 Ё“јѕ.   ¬ конечном счете приходит врем€, когда ребенок начинает про€вл€ть интерес к чему-нибудь – обычно к упражнени€м из практической жизни; опыт показывает, что работа детей с сенсорным материалом бесполезна и вредна до тех пор, пока они не будут готовы извлечь из этого пользу.

ƒо того, как познакомить детей с материалом такого рода, любой учитель должен подождать, пока они смогут найти в себе силы сосредоточитс€ на чем-нибудь, и обычно это происходит на упражнени€х из практической жизни.  огда ребенок начинает про€вл€ть интерес к одному из них, учитель не должен прерывать его, так как этот интерес соответствует законам природы и раскрывает весь цикл новой де€тельности. Ќо первый шаг еще такой хрупкий и деликатный, что при прикосновении он может снова исчезнуть, как лопаетс€ мыльный пузырь, и с ним уйдет вс€ прелесть этого момента.

“еперь учитель должен быть осторожен. Ќе вмешиватьс€ означает не вмешиватьс€ ни при каких обсто€тельствах. »менно в этот момент учитель чаще всего ошибаетс€. –ебенок, который до этого времени был трудным, в конце концов сосредотачиваетс€ на какой-то работе. ”чителю, проход€щему мимо него, достаточно просто сказать: «’орошо», - чтобы испортить начатое. ѕройдет не меньше двух недель, прежде чем у ребенка снова по€витс€ к чему-нибудь интерес. –ебенок, затрудн€ющийс€ что-либо выполнить, ребенок, к которому приходит на помощь учитель, может отказатьс€ от этой работы, оставив ее учителю. »нтерес ребенка концентрируетс€ не только на самой операционной части работы, а чаще всего на преодолении трудностей, св€занных с ней. «≈сли учитель так хочет сделать это вместо мен€, пусть делает. ћне это больше не интересно», - таково отношение ребенка. ≈сли ребенок пытаетс€ подн€ть что-то слишком т€желое дл€ него, а учитель стараетс€ ему помочь, то часто случаетс€, что он просто оставл€ет этот предмет в руках учител€ и убегает.

ѕохвалы, помощи или даже взгл€да бывает достаточно дл€ того, чтобы прервать ребенка или нарушить его де€тельность. ћожет показатьс€ странным, но такое случаетс€ даже тогда, когда ребенок начинает сознавать, что за ним наблюдают.  роме того, иногда даже мы чувствуем себ€ неспособными продолжать работу, если кто-нибудь приходит посмотреть, что мы делаем. ¬от важный принцип, следование которому может принести успех: как только у ребенка по€вилась концентраци€, действуй так, как если бы ребенок не существовал вообще. ≈стественно, каждый может узнать, что делает ребенок, только мельком взгл€нув на него, но так, чтобы он не заподозрил об этом. ѕосле этого ребенок, который больше не €вл€етс€ жертвой скуки, заставл€ющей его переходить от одной вещи к другой и ни на чем не задерживатьс€, начинает целенаправленно выбирать дл€ себ€ работу, и это может создать проблемы в классе, где многие хот€т одну и ту же вещь одновременно. Ќо даже дл€ решени€ этих проблем никто не должен вмешиватьс€ до тех пор, пока не обрат€тс€ к ним за помощью; дети решат все сами. ќб€занность учител€ - только предлагать новые вещи, зна€, что ребенок исчерпал все возможности тех материалов, которые он использовал ранее.

”мение учител€ не вмешиватьс€ приходит с практикой, как и все остальное, но это никогда не приходит легко. Ёто означает, что учителю нужно подн€тьс€ до духовных вершин. Ќасто€ща€ одухотворенность осознает, что даже помощь может быть источником гордости.

Ќасто€ща€ помощь, которую может дать учитель, заключаетс€ не в послушании сентиментальному импульсу, но она исходит из подчинени€ любви дисциплине, использу€ это вместе с проницательностью, так как добродетельный человек становитс€ более счастливым, чем тот, кому это добро предназначалось. Ќасто€ща€ доброта служит нуждающемус€, не раскрыва€ себ€, или когда она раскрыта, принимает вид не помощи, а чего-то естественного и спонтанного.

’от€ отношени€ между ребенком и учителем наход€тс€ в духовном поле, учитель может найти хороший образец своему поведению, в этом случае наход€сь в положении слуги, наблюдающего за своим хоз€ином. ќн содержит в чистоте одежду хоз€ина, кладет на место щетки, но он не говорит хоз€ину, когда ими пользоватьс€; он подает хоз€ину еду, но не заставл€ет его есть; сделав хоз€ину услугу, он благоразумно исчезает, не произнес€ ни слова. “аким же образом должен вести себ€ и учитель, когда духовный центр ребенка начинает развиватьс€. ’оз€ин, которому служит учитель, - это дух ребенка: когда он про€вл€ет свои потребности, учитель должен спешить прореагировать на них. —луга никогда не потревожит хоз€ина, но, если его позовут, он спешит узнать, в чем нуждаетс€ его повелитель, и отвечает: «ƒа, сэр». ≈сли он видит, что от него требуют восхищени€, он выражает его и может сказать: « ак красиво!», даже если он видит совершенно обратное. ≈сли ребенок выполн€ет работу с усиленной сосредоточенностью, учитель должен находитьс€ подальше от него, но, если он показывает результаты своего труда, ожида€ одобрени€, учитель должен быть готов его похвалить.

¬ психологической области взаимоотношений между учителем и учеником роль учител€ и его действи€ аналогичны действи€м того слуги; он должен служить, и служить хорошо: служить духу ребенка. Ёто совсем новое, особенно в сфере обучени€. ¬опрос заключаетс€ не в содержании ребенка в чистоте или его одежды – в пор€дке. ћы служим не телу ребенка, так как знаем, что на определенном этапе своего развити€ он должен делать это самосто€тельно. ќснова обучени€ заключаетс€ в том, что в этом смысле не нужно обслуживать ребенка. ќн должен приобрести физическую независимость, стать самосто€тельным, он должен приобрести независимую волю и свободу выбора, он должен научитьс€ работать без перерывов. –азвитие ребенка продвигаетс€ по пути прохождени€ разных этапов независимости, следующих один за другим, и знани€ в этой области должны руководить поведением учител€ на этом пути. Ёто искусство духовного служени€: искусство, которое может быть развито в совершенстве только в работе с детьми.

 огда учитель встретитс€ с нуждами вверенной ему группы детей, он поймет достоинства общественной жизни, и наблюдени€ за про€влени€ми детской души достав€т ему много радости. Ёто больша€ привилеги€ – уметь наблюдать за ними. Ёто привилеги€ путешественника, добравшегос€ до оазиса и слышащего журчание воды в самом сердце пустыни, котора€ казалась такой бесплодной и безнадежной; у детей с отклонени€ми высшие духовные ценности спр€таны, и когда они про€вл€ютс€, то вознаграждаетс€ вера учител€, который предвидел их про€вление. ¬ этих ценност€х ребенка учитель видит такого человека, каким он и должен быть: неутомимого работника, движимого энтузиазмом. ”читель видит того, кто находитс€ в вечных поисках, так как его вечное стремление – быть выше трудностей; это человек, который действительно стараетс€ помочь слабым, потому что в его сердце есть место насто€щему милосердию; он знает, что значит уважать других, и это уважение духовных стремлений человека €вл€етс€ водой, питающей корни его души. ѕо наличию этих качеств учитель узнает насто€щего ребенка – в будущем насто€щего человека.

Ќо это происходит не сразу. —начала учитель скажет: «я видел такого ребенка, каким он и должен быть, и он стал даже лучше, чем € ожидал». ¬от что значит – пон€ть раннее детство. Ќедостаточно знать им€ ребенка и профессию его отца; учитель должен знать и повседневно утверждать в жизни секрет детства. Ѕлагодар€ этому он приобретет не только глубокие знани€, но и особый род любви, направленной не на отдельного человека, а на тайну, спр€танную в глубине его души, учитель, возможно, впервые понимает, что такое насто€ща€ любовь. Ёти откровени€ преобразуют и его. Ёто то, что трогает сердца и постепенно измен€ет людей. Ёто уже было замечено, и нельз€ умолчать об этом. »мена детей можно забыть, но нельз€ стереть след, который произвели их души и любовь, которую они смогли разбудить.

≈сть два уровн€ любви. „асто, когда мы говорим о нашей любви к дет€м, то ссылаемс€ на заботу, которой их окружаем, на ласки и любовь, которые мы изливаем на тех, кого знаем и кто будит в нас нетленные чувства, и если с ними нас св€зывает духовное родство, мы показываем это.

Ќо ћари€ ћонтессори говорит совершенно о другом. Ёто уровень любви, котора€ уже не €вл€етс€ ни личной, ни материальной. —лужить дет€м – это чувствовать, что ты служишь духу человека, духу, который должен сам творить себ€. –азличи€ между уровн€ми были на самом деле вы€влены не учител€ми, а детьми. ”читель чувствует, что его подн€ли на высоты, о которых он раньше никогда не знал. –ебенок заставл€ет учител€ расти до того уровн€, на котором тот достигнет его сферы.

ƒо этого учитель обычно считал свою работу благородной, но он радовалс€ наступлению каникул и наде€лс€, как и все остальные люди, работающие дл€ других, что ему уменьшат количество часов, а зарплату поднимут. ¬озможно, его удовлетвор€ли его власть и чувство, что он €вл€етс€ идеалом, которому следуют дети и который они пытаютс€ превзойти. ќн будет счастлив стать директором или даже инспектором. Ќо чтобы перейти с этого уровн€ на более высокий, надо пон€ть, что счастье заключаетс€ не в этом. “от, кто испил у источника духовного счасть€, скажет «до свидани€» своим личным стремлени€м к высшему общественному и профессиональному статусу. Ёто видно на примере многих директоров и инспекторов, которые отказались от карьеры, чтобы посв€тить себ€ маленьким дет€м и стать «н€ньками», как их презрительно называют.

 акой же главный признак успеха преобразовани€ учител€? ћожно так его сформулировать: «—ейчас дети работают так, как будто мен€ здесь нет». ƒо своего преобразовани€ чувства учител€ были совсем обратными; он считал, что именно он учил детей, именно он поднимал их с низкого уровн€ на высокий. Ќо теперь, когда видны про€влени€ детского духа, сама€ больша€ ценность, которую он может причислить к своему вкладу, может быть выражена словами: «я помог этой жизни выполнить свою задачу, поставленную еще при сотворении мира».

Ёто насто€щее удовлетворение. ”читель, обучающий детей до шести лет, знает, что он помог человечеству в неотъемлемой части его формировани€. ”читель может не знать детских подробностей, кроме тех, о которых они сообщают ему в разговоре; возможно, ему неинтересно знать об их будущем: пойдут ли они в среднюю школу и университет, или их обучение вскоре закончитс€; но он счастлив, зна€ то, что в период их формировани€ они делали то, что должны были делать. » он может сказать: «я служил духу тех детей, и они осуществили свое развитие, а € в тот период был их товарищем». ”читель чувствует ценность своей работы и того, что он выполнил в форме удовлетворенной духовной жизни, «жизни вечной». Ёто трудно пон€ть тем, кто не живет такой жизнью. ћногие считают, что это происходит благодар€ самопожертвованию, и говор€т: «Ќасколько же смиренны эти учител€, что не пользуютс€ своей властью над детьми.  акой же успех может принести этот метод, если от учителей требуетс€ отречение от всех их естественных желаний?» Ќо чего никто не может пон€ть, так это того, что суть вопроса – не пожертвование, а удовлетворение, не отречение, а нова€ жизнь, до сих пор не известна€.

 роме того, различают законы, например закон справедливости. ¬ школах и в общественной жизни демократических стран справедливость часто означает только одинаковые дл€ всех законы. ѕравосудие обычно св€зывают с судебными процессами, с тюрьмами и приговорами. —уды обычно называютс€ ƒворцами правосуди€, а под определением «я – честный человек!» подразумеваетс€, что с юридическими институтами (полици€, суд) вас ничто не св€зывает. ƒаже в школе при похвалах ребенка учитель должен быть очень осторожен, в противном случае он должен похвалить всех: он должен быть справедливым. Ётот вид справедливости ставит всех на низший уровень, как если бы среди духовных чувств мы обезглавили бы самое высшее, чтобы они все были одинаковы.

Ќа этом высоком образовательном уровне не справедливость – это что-то действительно духовное, что пытаетс€ гарантировать то, что каждый ребенок сделает все возможное. «десь справедливость – это обеспечение каждого человеческого существа помощью, в которой оно нуждаетс€ дл€ полного духовного развити€, а духовна€ служба в любом возрасте означает содействие той энергии, котора€ вызывает работу. ¬озможно, это будет основой образовани€ будущего общества. ¬се эти духовные богатства должны быть сохранены. ѕо сравнению с ними экономические богатства не имеют ценности. Ќе имеет значени€, богат € или беден: если € умею достичь полного регулировани€ собственной духовной власти, экономические проблемы решаютс€ сами собой.  огда человечество в целом научитс€ полностью совершенствовать свою душу, оно станет более продуктивным и экономический аспект жизни перестанет быть главным. Ћюди твор€т не руками, а душой и умом, и когда они достигнут соответствующего им уровн€ развити€, тогда разрешатс€ все «неразрешимые проблемы». Ѕез посторонней помощи дети могут создать сознательное общество. ƒл€ взрослых необходимы тюрьмы, полици€, солдаты и оружие. ƒети же решают свои проблемы мирно; они показывают нам, что свобода и дисциплина – две стороны одной медали, так как сознательна€ свобода ведет к дисциплине. ќбычно монета имеет две стороны: одна – покрасивее, с из€щно отчеканенной головой или аллегорической фигурой, в то врем€ как друга€ сторона менее украшена и содержит только изображение цифр или букв. —торону с простым изображением можно сравнить со свободой, а другую – с дисциплиной.  огда класс становитс€ недисциплинированным, учитель видит в беспор€дке лишь следствие допущенной им ошибки и стараетс€ ее исправить. ”читель обыкновенной школы почувствует себ€ униженным; но это не унижение, это составна€ часть нового образовани€. ѕомога€ природе, человек поднимаетс€ на следующую ступеньку, так как движение вверх – закон жизни. »менно дети создают эту замечательную лестницу, ведущую все выше и выше. «акон природы – пор€док; когда приходит пор€док, мы понимаем, что достигли пор€дка мира. ясно, что природа включает миссии, которые она поручила дет€м – побудить взрослых дл€ достижени€ высшего уровн€. ƒети ведут нас на высшие уровни развити€ человеческого духа, и посредством этого решаютс€ материальные проблемы.

 

«ќ, √осподи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами “воей справедливости и следовать “воей воле!» - таков призыв учителей школы ћарии ћонтессори и вид всей обучающей программы.

 



»сточник - http://sirius-ru.net/archives/2008/2008-09-01.htm
–убрики:  ƒ≈“»Ў »
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку