-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Catty_Boss

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9214


Ќј–ќƒЌџ…  јЋ≈Ќƒј–№

ѕ€тница, 15 январ€ 2016 г. 18:51 + в цитатник

15 €нвар€

ѕравославный календарь:

ѕредпразднство Ѕого€влени€.

ƒень пам€ти св€тител€ —ильвестра, папы –имского (умер в 335 году).

ѕреставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного —ерафима, —аровского чудотворца

ƒень пам€ти преподобного —ильвестра ѕечерского, в Ѕлижних пещерах (XII век).

ƒень пам€ти праведно »улиании Ћазаревской, ћуромской (1604).

ƒень пам€ти св€щенномученика ‘еогена, епископа ѕарийского (ок. 320).

–ождественские св€тки.

—в€той папа –имский —ильвестр (314 - 335) родилс€ в –име от родителей-христиан –уфина и ѕусты. ¬скоре отец его скончалс€, и св€той осталс€ на попечении матери. ”читель —ильвестра, пресвитер  вирин, дал ему хорошее образование и воспитал как истинного христианина. ƒостигнув совершеннолети€, —ильвестр стал исполн€ть заповедь √оспода о служении ближним, особенно забот€сь о приеме странников, предоставл€€ им в своем доме приют и отдых. ¬о врем€ гонени€ на христиан —ильвестр не убо€лс€ прин€ть св€того исповедника епископа “имофе€, который прожил у него более года и своей проповедью обратил многих ко ’ристу. ѕосле мученической кончины “имофе€, —ильвестр тайно вз€л тело св€того и с честью предал его погребению. Ёто стало известно градоначальнику “арквинию; св€той был схвачен и предстал перед судом. “арквиний принуждал его отречьс€ от ’риста, гроз€ муками и смертью. —в€той —ильвестр, однако, не устрашилс€, осталс€ тверд в исповедании веры и был заключен в темницу.  огда же “арквиний после суда скоропостижно умер, св€той получил свободу и стал бесстрашно благовествовать €зычникам, многих обратив в христианство. ¬ тридцатилетнем возрасте св€той —ильвестр был прин€т в клир –имской ÷еркви и рукоположен в сан диакона, а потом и пресвитера, папой ћарцеллином (296 - 304). ѕосле смерти папы ћельхиада (311 - 314) св€той —ильвестр был избран епископом –имским. ќн ревностно заботилс€ о чистоте жизни паствы, следил за тем, чтобы пресвитеры строго исполн€ли свое служение, не от€гоща€сь мирскими делами.

—в€титель —ильвестр славилс€ как глубокий знаток —в€щенного ѕисани€ и непоколебимый защитник христианской веры. ¬ царствование императора  онстантина ¬еликого, когда дл€ ÷еркви кончилс€ период гонений, иудеи устроили диспут об истинной вере, на котором присутствовали св€той равноапостольный царь  онстантин, его мать - св€та€ царица ≈лена и многочисленна€ свита. —о стороны христиан выступил папа —ильвестр, а от иудеев - множество ученых раввинов, во главе с «амврием, чернокнижником и чародеем. Ќа основании —в€щенных книг ¬етхого «авета св€той —ильвестр убедительно доказал, что всеми пророками было предсказано –ождество »исуса ’риста от Ќеискусобрачной ƒевы, ≈го вольное страдание, смерть дл€ искуплени€ падшего рода человеческого и славное ¬оскресение. ¬ этом словесном сост€зании св€титель был признан победителем. “огда «амврий пыталс€ прибегнуть к чародейству, но св€той воспреп€тствовал злу, призыва€ »м€ √оспода »исуса ’риста. «амврий и остальные иудеи уверовали во ’риста и просили совершить над ними св€тое  рещение. —в€той папа —ильвестр управл€л –имской ÷ерковью более двадцати лет, пользу€сь глубоким уважением христиан. ќн мирно скончалс€ в глубокой старости в 335 году.

ќбретение мощей преподобного —ерафима —аровского, чудотворца. ¬ начале прошлого века на свещнице –усской ѕравославной ÷еркви возгорелась нова€ €рка€ свеча. √осподь благоволил послать земле нашей великого молитвенника, подвижника и чудотворца.

¬ 1903 году состо€лось прославление преподобного —ерафима —аровского, через 70 лет после его кончины. (∆итие св€того помещено 2 €нвар€, в день его преставлени€). 19 июл€, в день рождени€ св€того, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. ƒолгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелени€ми больных, в большом количестве прибывших в —аров. ѕочитаемый очень широко еще при жизни, преподобный —ерафим становитс€ одним из самых любимых св€тых православного русского народа, так же как и ѕреподобный —ергий –адонежский.

ƒуховный путь преподобного —ерафима отмечен большой скромностью, присущей русским св€тым. — детства избранный Ѕогом, саровский подвижник без колебаний и сомнений восходит от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству. ¬осемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служени€ в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие смен€ют друг друга и венчаютс€ старчеством. ѕодвиги, далеко превосход€щие естественные человеческие возможности (например, молитва на камне в течение тыс€чи дней и ночей), гармонично и просто вход€т в жизнь св€того.

“айна живого молитвенного общени€ определ€ет духовное наследие преподобного —ерафима, но он оставил ÷еркви еще одно богатство - краткие, но прекрасные наставлени€, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Ќезадолго до прославлени€ св€того была найдена и в 1903 году напечатана "Ѕеседа преподобного —ерафима —аровского о цели христианской жизни", состо€вша€с€ в конце но€бр€ 1831 г., за год с небольшим до его преставлени€. Ѕеседа эта €вилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского св€тоотеческого учени€.  роме учени€ о сущности христианской жизни, в ней содержитс€ новое изъ€снение многих важнейших мест —в€щенного ѕисани€.

"ѕост, молитва, бдение и вс€кие другие дела христианские, - учил ѕреподобный, - сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хот€ они и служат средствами дл€ достижени€ ее. »стинна€ цель жизни нашей христианской есть ст€жание ƒуха —в€таго Ѕожи€". ќднажды, наход€сь в ƒухе Ѕожием, преподобный видел всю –усскую землю, и была она наполнена и как бы покрыта фимиамом молитв верующих, мол€щихс€ ко √осподу.

¬ описани€х жизни и подвигов св€того —ерафима приводитс€ много свидетельств благодатного дара прозрени€, которым он пользовалс€ дл€ возбуждени€ в люд€х раска€ни€ во грехах и нравственного исправлени€.

"√осподь открыл мне, - сказал он, - что будет врем€, когда архиереи «емли –усской и прочие духовные лица уклон€тс€ от сохранени€ ѕравослави€ во всей его чистоте, и за то гнев Ѕожий поразит их. “ри дн€ сто€л €, просил √оспода помиловать их и просил лучше лишить мен€, убогого —ерафима, ÷арстви€ Ќебесного, нежели наказать их. Ќо √осподь не преклонилс€ на просьбу убогого —ерафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учени€м и заповед€м человеческим, сердца же их будут сто€ть далеко от ћен€".

явл€€ благодатные дары и силу Ѕожию люд€м, преподобный —ерафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасени€. ќн заповедал своим духовным дет€м послушание и сам до конца жизни был верен ему. ѕровед€ всю жизнь в подвигах, непосильных дл€ обычных людей, он советовал идти св€тоотеческим "царским (средним) путем" и не брать на себ€ чрезмерно трудных де€ний: "выше меры подвигов принимать не должно; а старатьс€, чтобы друг - плоть наша - был верен и способем к творению добродетелей".

—амым главным подвигом и средством к ст€жанию —в€того ƒуха ѕреподобный считал молитву. "¬с€ка€ добродетель, ’риста ради делаема€, дает блага ƒуха —в€того, но... молитва более всего приносит ƒуха Ѕожи€, и ее удобнее всего вс€кому исправл€ть".

ѕреподобный —ерафим советовал во врем€ Ѕогослужени€ сто€ть в храме то с закрытыми глазами, то обращать свой взор на образ или гор€щую свечу и, высказыва€ эту мысль, предлагал прекрасное сравнение жизни человеческой с восковой свечой.

≈сли св€тому старцу жаловались на невозможность исполн€ть молитвенное правило, то он советовал молитьс€ посто€нно: и во врем€ труда, и шеству€ куда-либо, и даже в постели. ј если кто располагает временем, говорил ѕреподобный, пусть присоедин€ет и другие душеполезные молитвослови€ и чтени€ канонов, акафистов, псалмов, ≈вангели€ и јпостола. —оветовал св€той изучать пор€док Ѕогослужени€ и держать его в пам€ти.

ѕреподобный —ерафим считал необ€зательным длинные молитвенные правила и своей ƒивеевской общине дал правило легкое. Ѕожи€ ћатерь запретила о. —ерафиму об€зывать послушниц чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней т€жести на немощных. Ќо при этом св€той строго напоминал, что молитва не должна быть формальной: "“е монахи, кои не соедин€ют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки!" «наменитым стало —ерафимово правило дл€ тех мир€н, которые в силу жизненных обсто€тельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать "ќтче наш", трижды - "Ѕогородице ƒево, радуйс€", единожды "¬ерую"; занима€сь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву »исусову: "√осподи, »исусе ’ристе —ыне Ѕожий, помилуй м€ грешного" или просто "√осподи, помилуй", а от обеда до вечера - "ѕресв€та€ Ѕогородице, спаси м€ грешного" или "√осподи, »исусе ’ристе, Ѕогородицею помилуй м€ грешного".

"¬ молитвах внимай себе, - советовал подвижник, - т. е. ум собери и соедини с душею. —начала день, два и больше твори молитву сию одним умом, раздельно, внима€ каждому особо слову. ѕотом, когда √осподь согреет сердце твое теплотою благодати —воей и соединит в тебе оную в един дух: тогда потечет в тебе молитва она€ беспрестанно и всегда будет с тобою, наслажда€ и пита€ теб€..." ѕреподобный говорил, что, исполн€€ это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни.

"ƒушу снабдевать надобно —ловом Ѕожиим. ¬сего же более должно упражн€тьс€ в чтении Ќового «авета и ѕсалтири. ќт сего бывает просвещение в разуме, который измен€етс€ изменением Ѕожественным", - наставл€л св€той подвижник —аровский, сам посто€нно прочитывавший весь Ќовый «авет в течение недели.

 аждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобща€сь —в€тых “аин, преподобный —ерафим на вопрос, как часто следует приступать к ѕричащению, ответил: "„ем чаще, тем лучше". —в€щеннику ƒивеевской общины ¬асилию —адовскому он говорил: "Ѕлагодать, даруема€ нам ѕриобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко √осподу, искупл€ющему всех нас, хот€ бы от головы до ног покрытых €звами грехов, и будет очищатьс€ благодатию ’ристовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасетс€".

"¬ерую, что по великой благости Ѕожией ознаменуетс€ благодать и на роде причащающегос€..." —в€той, однако, не всем давал одинаковые наставлени€ относительно частого причащени€. ћногим он советовал говеть во все четыре поста и во все двунадес€тые праздники. Ќеобходимо помнить его предупреждение о возможности приобщени€ в осуждение: "Ѕывает иногда так: здесь на земле и приобщаютс€; а у √оспода остаютс€ неприобщенными!"

"Ќет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныни€, - говорил св€той —ерафим. ќн сам светилс€ радостию духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполн€л сердца окружавших, приветству€ их словами: "–адость мо€! ’ристос воскресе!" ¬с€кое жизненное брем€ становилось легким вблизи подвижника, и множество скорб€щих и ищущих Ѕога людей посто€нно толпилось около его келлии и пустыньки, жела€ приобщитьс€ благодати, изливающейс€ от угодника Ѕожи€. Ќа глазах всех подтверждалась истина, высказанна€ самим св€тым в великом ангельском призыве: "—т€жи мир, и вокруг теб€ спасутс€ тыс€чи". Ёта заповедь о ст€жании мира возводит к учению о ст€жании —в€того ƒуха, но и сама по себе €вл€етс€ важнейшей ступенью на пути духовного возрастани€. ѕреподобный —ерафим, опытно прошедший всю древнюю православную науку аскетического подвига, провидел, каким будет духовное делание гр€дущих поколений, и учил искать мир душевный и никого не осуждать: "Kто в мирном устроении ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары". "ƒл€ сохранени€ мира душевного... вс€чески должно избегать осуждени€ других... „тобы избавитьс€ от осуждени€, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мертву".

ѕреподобный —ерафим по праву может быть назван учеником Ѕожией ћатери. ѕресв€та€ Ѕогородица трижды исцел€ла его от смертельных болезней, многократно €вл€лась ему, наставл€ла и укрепл€ла его. ≈ще в начале своего пути он услышал, как Ѕожи€ ћатерь, указыва€ на него, лежавшего на одре болезни, сказала апостолу »оанну Ѕогослову: "—ей от рода нашего".

ѕо выходе из затвора преподобный много сил отдал устроению девичьей монашеской общины в ƒивееве и сам говорил, что ни одного указани€ не давал от себ€, делал все по воле ÷арицы Ќебесной.

ѕреподобный —ерафим стоит в начале поразительного взлета русской православной духовности. — великой силой звучит его напоминание: "√осподь ищет сердца, преисполненного любовью к Ѕогу и ближнему; вот престол, на котором ќн любит восседать и €вл€тьс€ в полноте —воей пренебесной —лавы. "—ыне, даждь ћи сердце твое, - говорит ќн, - а все прочее я —ам приложу тебе", - ибо в сердце человеческом ÷арство Ѕожие вмещатьс€ может".

ѕраведна€ »улиани€ Ћазаревска€, ћуромска€, €вл€ет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. ќна была дочерью двор€нина »устина Ќедюрова. — молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени удел€ла молитве. –ано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и сме€лись. »улиани€ сносила всЄ терпеливо и безропотно. ≈е любовь к люд€м выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду дл€ бедных. Ѕлагочестива€ и добродетельна€ жизнь девицы привлекла внимание владельца села Ћазаревского (недалеко от ћурома) ёри€ ќсорьина, который вскоре женилс€ на ней. –одители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. ƒомашние заботы не прервали духовных подвигов »улиании. ќна всегда находила врем€ дл€ молитвы и посто€нно готова была накормить сирот и одеть бедных. ¬о врем€ сильного голода, сама остава€сь без пищи, отдавала последний кусок прос€щему.  огда вслед за голодом началась эпидеми€, »улиани€ целиком посв€тила себ€ уходу за больными.

” праведной »улиании было шесть сыновей и дочь. ѕосле гибели двух сыновей она решила удалитьс€ в монастырь, но муж уговорил ее остатьс€ в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. ѕо свидетельству сына »улиании -  аллистрата ќсорьина, написавшего ее житие, она в это врем€ стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.

ѕо смерти мужа, »улиани€ раздала бедным свою часть наследства. ∆ив€ в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за всЄ благодарила √оспода. —в€та€ удостоилась посещени€ —в€тител€ Ќикола€ „удотворца и наставлени€ Ѕожией ћатери в храмовой молитве.  огда праведна€ »улиани€ отошла ко √осподу, то была похоронена р€дом с мужем в церкви св€того Ћазар€. “ут же погребена и ее дочь, схимонахин€ ‘еодоси€. ¬ 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.

ѕреподобный —ильвестр ѕечерский жил в XII веке и был игуменом ћихайловского ¬ыдубицкого монастыр€ в  иеве. ќн продолжил труд летописца преподобного Ќестора и написал дев€ть житий св€тых угодников ѕечерских. ¬ службе отцам ѕечерским, почивающим в Ѕлижних пещерах, преподобный —ильвестр называетс€ блаженным и обладающим "чудесным даром прогон€ть бесовские прилоги" (песнь 9 канона). ѕреподобный —ильвестр погребен в Ѕлижних пещерах, пам€ть его празднуетс€ также 28 сент€бр€ и во 2-ю Ќеделю ¬еликого поста.

—в€щенномученик ‘еоген был епископом малоазийского города ѕари€ в начале IV века. ¬ царствование императора Ћикини€ (307 - 324), соправител€  онстантина ¬еликого, трибун «аликинтий принуждал его оставить св€щенный сан, отречьс€ от ’риста и поступить на военную службу. ѕосле решительного отказа св€титель ‘еоген был беспощадно избит палками и брошен в темницу, где отказалс€ принимать пищу. “огда его приговорили к утоплению в море. ѕеред казнью св€той просил дать ему врем€ на молитву, во врем€ которой его оси€л необычайный свет.  орабельщики и некоторые из воинов, которым было поручено утопить св€того, пораженные светом, обратились ко ’ристу, но другие воины поспешили бросить св€того в море. —в€титель ‘еоген восприн€л мученическую кончину около 320 года. ¬последствии тело его было вз€то христианами из воды и погребено у городской стены. Ќа месте этом стали совершатьс€ многочисленные исцелени€.

Ќародные традиции:

ƒень —ильвестра. —ильверстов день. —ильвестр.  уриный праздник.

¬ этот день чистили кур€тники и окуривали смолою с дев€силом. Ћадили насесты. «аговаривали лихоманку. ¬ешали черный камень с дыркой — «куриного бога» — от домового.

»менинники 15 €нвар€: »оанн, »улиани€, —ильвестр и ”ль€на.

http://taina.aib.ru

http://pravoslavie.ru

http://qps.ru/vmWRB

–убрики:  –≈Ћ»√»я
ќЅў≈—“¬ќ
Ќј–ќƒЌџ…  јЋ≈Ќƒј–№
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку