-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Catty_Boss

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.10.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 9209


Ќј–ќƒЌџ…  јЋ≈Ќƒј–№

„етверг, 14 январ€ 2016 г. 17:14 + в цитатник

14 €нвар€

ѕраздники:

—тарый Ќовый год

ƒень трубопроводных войск (ƒень рождени€ трубопроводных войск).

ѕравославный календарь:

ƒень пам€ти св€тител€ ¬асили€ ¬еликого, архиепископа  есарии  аппадокийской

ƒень пам€ти мученика ¬асили€ јнкирского (около 362 г.).

ќбрезание √осподне. ѕо закону иудейскому над младенцем мужского пола в восьмой день по рождении совершалс€ обр€д обрезани€ (кое-где сохранилс€ и сейчас), при этом младенцу нарекали им€. Ётот обр€д был совершен и над воплотившимс€ от ѕресв€той ƒевы ћарии сыном Ѕожиим, и ему нарекли им€ »исус, что значит —паситель.

ƒень пам€ти св€той ≈милии, матери св€тител€ ¬асили€ ¬еликого (IV).

–ождественские св€тки.

Ќа восьмой день после —воего –ождества √осподь наш »исус ’ристос, по ветхозаветному закону, прин€л обрезание, установленное дл€ всех младенцев мужского пола в знамение «авета Ѕога с праотцем јвраамом и его потомками (Ѕыт. 17, 10 - 14; Ћев. 12, 3). ѕри совершении этого обр€да Ѕожественному ћладенцу было дано »м€ »исус, возвещенное јрхангелом √авриилом еще в день Ѕлаговещени€ ѕресв€той ƒеве ћарии (Ћк. 1, 31 - 33; Ћк. 2, 21). ѕо толкованию отцов ÷еркви, √осподь, “ворец закона, прин€л обрезание, €вл€€ пример, как люд€м следует неукоснительно исполн€ть Ѕожественные установлени€. √осподь прин€л обрезание дл€ того, чтобы никто впоследствии не мог усомнитьс€ в том, что ќн был истинным „еловеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). ¬ Ќовом «авете обр€д обрезани€ уступил место таинству  рещени€, прообразом которого он €вл€лс€ ( ол. 2, 11 - 12). —видетельства о праздновании ќбрезани€ √осподн€ в ¬осточной ÷еркви восход€т к IV веку.  анон празднику написан преподобным —тефаном —авваитом (пам€ть 28 окт€бр€). ¬месте с обрезанием, восприн€тым √осподом как знамение «авета Ѕога с людьми, ќн получил и »м€ »исус (—паситель) как печать —воего служени€ делу спасени€ мира (ћф. 1, 21; ћк. 16, 17; ћк. 9, 38-39; Ћк. 10, 17; ƒе€н. 3, 6 ƒе€н. 3, 16; ‘ил. 2, 9-10). Ёти два событи€, совершившиес€ в самом начале земной жизни —пасител€, напоминают христианам, что они вступили в Ќовый «авет с Ѕогом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием ’ристовым" ( ол. 2, 11). —амо им€ христианина свидетельствует о вступлении человека в Ќовый «авет с Ѕогом.

—в€титель ¬асилий ¬еликий, архиепископ  есарии  аппадокийской, "принадлежит не одной  есарийской ÷еркви, и не в свое только врем€, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем люд€м приносил и приносит пользу, и дл€ христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим", - так говорил современник св€тител€ ¬асили€, св€той јмфилохий, епископ »конийский (+ 344; пам€ть 23 но€бр€). –одилс€ ¬асилий около 330 года в  есарии, административном центре  аппадокии, и происходил из известного рода, славившегос€ как знатностью и богатством, так и даровани€ми и ревностью христианской веры. ƒед и бабка св€тител€ со стороны отца во врем€ гонени€ ƒиоклитиана должны были скрыватьс€ в лесах ѕонта в течение семи лет. ћать св€того ¬асили€, ≈мили€, была дочерью мученика. ќтец св€тител€, также по имени ¬асилий, адвокат и известный преподаватель риторики, посто€нно жил в  есарии.

¬ семье было дес€ть человек детей, п€ть сыновей и п€ть дочерей, из них п€теро были потом причислены к лику св€тых: ¬асилий, ћакрина (пам€ть 19 июл€) - образец аскетической жизни, оказавша€ сильное вли€ние на жизнь и характер св€того ¬асили€ ¬еликого, √ригорий, впоследствии епископ Ќисский (пам€ть 10 €нвар€), ѕетр, епископ —евастийский (пам€ть 9 €нвар€), и праведна€ ‘еозва - диакониса (пам€ть 10 €нвар€). ѕервые годы жизни св€той ¬асилий провел в принадлежавшем его родител€м поместье на реке »рисе, где воспитывалс€ под руководством матери и бабки ћакрины, высокообразованной женщины, сохранившей в пам€ти предание о знаменитом св€тителе  аппадокии - √ригории „удотворце (пам€ть 17 но€бр€). ѕервоначальное образование ¬асилий получил под руководством отца, затем он обучалс€ у лучших учителей  есарии  аппадокийской, где познакомилс€ со св€тым √ригорием Ѕогословом, а позже перешел в школы  онстантинопол€, где слушал выдающихс€ ораторов и философов. ƒл€ завершени€ образовани€ св€той ¬асилий отправилс€ в јфины - центр классического просвещени€.

ѕосле четырех или п€ти лет пребывани€ в јфинах ¬асилий ¬еликий обладал всеми доступными знани€ми: "ќн так изучил всЄ, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не училс€ ничему другому". ‘илософ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познани€ в астрономии, математике и медицине, - "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно дл€ человеческой природы". ¬ јфинах между ¬асилием ¬еликим и √ригорием Ѕогословом установилась теснейша€ дружба, продолжавша€с€ всю жизнь. ѕозднее, в похвальном слове ¬асилию ¬еликому, св€титель √ригорий Ѕогослов восторженно говорил об этом времени: "Ќами руководили равные надежды и в деле самом завидном - в учении... Ќам известны были две дороги: одна - к нашим св€щенным храмам и к тамошним учител€м; друга€ - к наставникам наук внешних".

ќколо 357 года св€той ¬асилий возвратилс€ в  есарию, где некоторое врем€ преподавал риторику. Ќо вскоре, отказавшись от предложени€ кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, св€той ¬асилий вступил на путь аскетической жизни.

ѕосле смерти мужа мать ¬асили€ со старшей дочерью ћакриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке »рисе и вели подвижническую жизнь. ¬асилий же, прин€в  рещение от епископа  есарийского ƒиани€, был поставлен чтецом.  ак истолкователь —в€щенных  ниг, он сначала читал их народу. «атем, "жела€ снискать руководител€ к познанию истины", св€титель предприн€л путешествие в ≈гипет, —ирию и ѕалестину, к великим христианским подвижникам. ¬ернувшись в  аппадокию, он решил подражать им. –аздав свое имущество бедным, св€той ¬асилий поселилс€ недалеко от ≈милии и ћакрины на другом берегу реки, собрав вокруг себ€ иноков в общежитие. —воими письмами ¬асилий ¬еликий привлек в пустыню своего друга √ригори€ Ѕогослова. —в€тые ¬асилий и √ригорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. ќни сами обтесывали камни, сажали и поливали деревь€, возили т€жести. ќт больших трудов мозоли не сходили с их рук. »з одежды ¬асилий ¬еликий имел только срачицу и мантию; влас€ницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. ¬ уединении св€тые ¬асилий и √ригорий усиленно занимались изучением —в€щенного ѕисани€ по руководствам древнейших толкователей и, в частности, ќригена, из произведений которого они составили сборник - ‘илокали€ (ƒобротолюбие). ¬ то же врем€ ¬асилий ¬еликий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. —воим примером и проповед€ми св€титель ¬асилий ¬еликий содействовал духовному усовершенствованию христиан  аппадокии и ѕонта; многие устремились к нему. ќбразовывались мужские и женские монастыри, в которых ¬асилий стремилс€ соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

¬ царствование  онстанци€ (337 - 361) распространилось лжеучение јри€, и ÷ерковь призвала к служению обоих св€тителей. —в€той ¬асилий вернулс€ в  есарию. ¬ 362 году он был рукоположен ћелетием, епископом јнтиохийским в диакона, а затем, епископом ≈всевием  есарийским, в 364 году, посв€щен в сан пресвитера. "Ќо вид€, - как повествует √ригорий Ѕогослов, - что все чрезвычайно почитают и хвал€т ¬асили€ за мудрость и св€тость, ≈всевий, по человеческой немощи, увлекс€ ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему". ћонахи встали на защиту св€того ¬асили€. „тобы не вызвать церковного разделени€, он удалилс€ в свою пустыню и зан€лс€ устройством монастырей. — приходом к власти императора ¬алента (364 - 378), решительного сторонника ариан, дл€ ѕравослави€ наступают т€желые времена - "предсто€ла велика€ борьба". “огда св€той ¬асилий спешно возвратилс€ в  есарию по вызову епископа ≈всеви€. ѕо словам √ригори€ Ѕогослова, дл€ епископа ≈всеви€ он был "добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Ѕожи€ —лова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым де€тельным в делах внешних". — того времени и церковное правление перешло к ¬асилию, хот€ по иерархии занимал он второе место. ѕроповеди говорил он ежедневно, и часто дважды - утром и вечером. ¬ это врем€ св€той ¬асилий составил чин Ћитургии; им написаны также Ѕеседы на Ўестоднев, на 16 глав пророка »саии, на псалмы, второе собрание монашеских правил. ѕротив учител€ ариан ≈вноми€, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превраща€ христианское учение в логическую схему отвлеченных пон€тий, ¬асилий написал три книги.

—в€титель √ригорий Ѕогослов, говор€ о де€тельности ¬асили€ ¬еликого в тот период, указывает на "пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы дл€ монашествующих, чиноположени€ молитв (Ћитурги€), благоукрашени€ алтарей и иное". ѕо кончине епископа  есарийского ≈всеви€, в 370 году, на его кафедру был возведен св€той ¬асилий.  ак епископу  есарийскому, св€тому ¬асилию ¬еликому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций. —в€титель јфанасий ¬еликий, архиепископ јлександрийский (пам€ть 2 ма€), с радостью и благодарностью к Ѕогу приветствовал дарование  аппадокии такого епископа, как ¬асилий, прославившегос€ св€тостью, глубоким знанием —в€щенного ѕисани€, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. ¬ империи ¬алента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному реша€ вопрос о Ѕожестве —ына Ѕожи€, были разбиты на несколько партий.   прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о —в€том ƒухе. ¬ книгах против ≈вноми€ ¬асилий ¬еликий учил о Ѕожестве —в€того ƒуха и единстве ≈го природы с ќтцом и —ыном. —ейчас же дл€ полного вы€снени€ православного учени€ по этому вопросу, по просьбе св€того јмфилохи€, епископа »конийского, св€титель написал книгу о —в€том ƒухе.

ќбщее печальное положение усугубл€лось дл€ епископа  есарийского еще и такими обсто€тельствами, как разделение  аппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан ≈встафи€ —евастийского, с которым ¬асили€ св€зывала тесна€ дружба. —реди посто€нных опасностей св€той ¬асилий поддерживал православных, утверждал их веру, призыва€ к мужеству и терпению. —в€тым епископом написаны многочисленные письма к ÷ерквам, епископам, клиру, частным лицам. Ќизлага€ еретиков "оружием уст и стрелами письмен", св€той ¬асилий, как неутомимый защитник ѕравослави€, всю свою жизнь вызывал непри€знь и всевозможные происки ариан.

»мператор ¬алент, беспощадно отправл€вший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинци€х, €вилс€ в  аппадокию с той же целью. ќн послал к св€тому ¬асилию префекта ћодеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. "¬сЄ это, - ответил ¬асилий, - дл€ мен€ ничего не значит, тот не тер€ет имени€, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключаетс€ всЄ мое богатство. —сылки нет дл€ мен€, потому что € не св€зан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и вс€кое, куда мен€ ни кинут, будет мое. Ћучше сказать: везде Ѕожие место, где ни буду странником и пришельцем (ѕс. 38, 13). ј мучени€ что могут сделать мне? - я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. —мерть же дл€ мен€ благоде€ние: она скорее приведет мен€ к Ѕогу, дл€  оторого живу и тружусь, к  оторому давно € стремлюсь". ѕравитель был изумлен таким ответом. "ћожет быть, - продолжал св€титель, - ты не встречалс€ с епископом; иначе, без сомнени€, услышал бы такие же слова. ¬о всем ином мы кротки, смиреннее вс€кого, и не только пред таким могуществом, но и пред вс€ким, потому что так предписано нам законом. Ќо когда дело идет о Ѕоге и против Ќего дерзают восставать, тогда мы, всЄ прочее вмен€€ за ничто, взираем только на Ќего ≈диного, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут дл€ нас удовольствием, нежели устрашат".

ƒоложив ¬аленту о непреклонности св€того ¬асили€, ћодест сказал: "ѕобеждены мы, царь, насто€телем ÷еркви". “у же твердость ¬асилий ¬еликий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на ¬алента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки ¬асили€. "¬ день Ѕого€влени€, при многочисленном стечении народа, ¬алент вошел в храм и смешалс€ с толпой, чтобы показать видимость единени€ с ÷ерковью.  огда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом. ÷арь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех ¬асили€, не восклан€ющегос€ ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Ѕогу и престолу, а клир его в страхе и благоговении".

—в€той ¬асилий почти ежедневно совершал Ѕогослужение. ќн особенно заботилс€ о строгом исполнении канонов ÷еркви, внимательно след€, чтобы в клир вступали только достойные. Ќеутомимо обходил он свои церкви, наблюда€, чтобы нигде не была нарушена церковна€ дисциплина, устран€€ вс€кое лицепри€тие. ¬  есарии св€той ¬асилий устроил два монастыр€, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их св€тые мощи. ѕо примеру иноков, клирики митрополии св€тител€, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. ƒл€ клира св€той ¬асилий добивалс€ освобождени€ от податей. ¬се свои личные средства и доходы своей церкви он употребл€л в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии св€титель создал богадельни; в  есарии - гостиницу и странноприимный дом.

Ѕолезни от юности, труды учени€, подвиги воздержани€, заботы и скорби пастырского служени€ рано истощили силы св€тител€. ѕреставилс€ св€титель ¬асилий 1 €нвар€ 379 года в возрасте 49 лет. Ќезадолго перед кончиной св€титель благословил св€того √ригори€ Ѕогослова на прин€тие  онстантинопольской кафедры.

ѕо преставлении св€того ¬асили€ ÷ерковь тотчас стала праздновать его пам€ть. —в€той јмфилохий, епископ »конийский (+ 394), в своем слове в день кончины св€тител€ ¬асили€ ¬еликого говорил: "Ќе без причины и не случайно божественный ¬асилий разрешилс€ от тела и преставилс€ от земли к Ѕогу в день ќбрезани€ »исуса, празднуемый между днем –ождества и  рещени€ ’ристова. ѕоэтому сей блаженнейший, проповеду€ и восхвал€€ –ождество и  рещение ’ристово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоилс€ вознестись ко ’ристу именно в св€щенный день воспоминани€ ќбрезани€ ’ристова. ѕосему-то и установлено в насто€щий день ежегодно чтить пам€ть ¬еликого празднованием и торжеством".

—в€­той му­че­ник ¬а­си­лий при­над­ле­жал к знат­ным граж­да­нам јн­ки­ры. ¬ цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра ёли­а­на ќт­ступ­ни­ка за ис­по­ве­да­ние и про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры он был схва­чен и при­ве­ден к иге­мо­ну —а­тур­ни­ну. Ќа во­прос иге­мо­на, ве­ру­ет ли он во ’ри­ста, ¬а­си­лий гром­ким го­ло­сом вос­клик­нул:

– Ќет ино­го Ѕо­га, кро­ме Ќего.

“ак св€­той без ма­лей­ше­го стра­ха за­сви­де­тель­ство­вал о сво­ей ве­ре во ’ри­ста, за что и был под­верг­нут же­сто­кой пыт­ке: он был по­ве­шен на де­ре­ве и те­ло его неми­ло­серд­но стро­га­ли же­лез­ны­ми ору­ди­€­ми.

«а­тем дерз­но­вен­ный ис­по­вед­ник ’ри­стов ото­слан был в  он­стан­ти­но­поль и там сно­ва под­верг­с€ то­му же т€ж­ко­му ис­пы­та­нию. ѕо­сле то­го му­чи­те­ли ста­ли вы­т€­ги­вать те­ло стра­сто­терп­ца с та­кой си­лой, что его ко­сти вы­шли из сво­их су­ста­вов; при этом с во­и­на ’ри­сто­ва сре­за­ли ко­жу в ви­де рем­ней и ко­ло­ли те­ло его рас­ка­лен­ны­ми же­лез­ны­ми спи­ца­ми.

—в€­той ¬а­си­лий му­же­ствен­но пре­тер­пел все эти му­че­ни€, бу­дучи под­креп­л€­ем Ѕо­же­ствен­ною си­лой. Ќа­ко­нец му­чи­те­ли вверг­ли его в рас­ка­лен­ную печь. —о­хра­нен­ный си­лою Ѕо­жьей невре­ди­мым от ог­н€, ¬а­си­лий в узах от­ве­ден был из  он­стан­ти­но­по­л€ в  е­са­рию и здесь осуж­ден на рас­тер­за­ние зве­р€м. — го­р€­чею мо­лит­вою ожи­дал св€­той ¬а­си­лий му­че­ни­че­ско­го вен­ца и ст€­жал его по­сле то­го, как был рас­тер­зан льви­цей.

Ќеко­то­рые из срод­ни­ков и дру­зей св€­то­го стра­сто­терп­ца тща­тель­но со­бра­ли св€­щен­ные его остан­ки, ума­сти­ли их бла­го­во­ни­€­ми и, об­вив пе­ле­на­ми, пре­да­ли чест­но­му по­гре­бе­нию. ¬по­след­ствии при гроб­ни­це св€­то­го му­че­ни­ка ¬а­си­ли€ со­ору­жен был храм.

Ќародные традиции 14 €нвар€:

¬асильев день. ¬асилий ¬еликий. —вин€тник. —виной праздник.

¬асилий считаетс€ покровителем свиней. √отовили ритуальные блюда из свинины. «—винку да боровка дл€ ¬асильева вечерка». Ќа ¬асили€ ¬еликого свиную голову на стол.

ѕериод с 7 по 18 €нвар€ называетс€ "св€тками" или св€тыми дн€ми. Ќедел€ с 14-го по 18-е €нвар€ называетс€ страшна€, страшные вечера, св€тые дни. Ёто врем€ гул€ний, маскарадов, кол€ды, р€жень€, катаний, гаданий. — 14-го по 19-е, в страшные вечера, берегут скот, амбары от нечистой силы. —в€тки издавна считались временем, когда по миру свободно гул€ет нечиста€ сила. Ќа ¬асильев вечер ведьмы скрадывают мес€ц.

√адань€: вар€т кашу. ўедрованье, обсыпают зерном и пр.

ќт св€ток до масленицы — лучшее врем€ дл€ свадеб.

Ќародные приметы:

¬асильев день. —виной праздник.

≈сли на ¬асильев день выпал снег — к хорошему урожаю. ¬ ¬асильев день выпекалось печенье, напоминающее коров, овец и домашнюю птицу.

≈сли будет много звезд на небе — будет много и €год летом, если звезд нет — €год не жди. ≈сли будет туман — к урожаю; будет вьюга — к урожаю орехов. ≈сли в этот день тепло — сев будет ранним; морозно — поздним. ¬асильева ночь звездиста — лето €годисто. —адоводы в полночь встр€хивают €блони, дл€ урожа€.

»менинник 14 €нвар€: ¬асилий.

http://taina.aib.ru

http://pravoslavie.ru

http://qps.ru/NaCkI

http://qps.ru/RH1hI

 


–убрики:  –≈Ћ»√»я
ќЅў≈—“¬ќ
Ќј–ќƒЌџ…  јЋ≈Ќƒј–№
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку